Эксперты об утилизационном сборе: Беларусь вряд ли избежит этого, но ставки Россия вполне может снизить
В последние дни у продавцов новых автомобилей только и разговоров, что про утилизационный сбор. Российские чиновники уже говорят об этом, как о чем-то свершившемся и во всеуслышание заявляют, что Беларусь и Казахстан, как страны-участницы Таможенного союза, «подтягиваются» автоматически. Но белорусская сторона каких-либо комментариев на этот счет упорно избегает, а неведение, как известно, страшнее всего. Волнение дилеров понятно: только-только рынок новых автомобилей оправился от кризиса и даже начал рост, как на тебе – новое потрясение. Введение утилизационного сбора производители по понятным причинам переложат на плечи потребителя, включив его в стоимость автомобиля. А, если учесть, что немалую часть продаж в Беларуси «делают» именно автомобили российской сборки, а также то, что из-за введения сбора машины подорожают в среднем на 5%, можно представить, что ждет рынок новых автомобилей в ближайший год. В ситуации, когда стоимость автомобилей, произведенных и собранных за пределами ТС, останется прежней, привлекательность техники «made in Russia» существенно снизится. А если утилизационный сбор все-таки будет введен и у нас, то МАЗы, томящиеся на складах, вообще ждет туманная перспектива, не говоря уже о тех зачатках автомобильного производства в лице «БелДжи» и «Юнисон», продукция которых по более высокой цене существенно теряет привлекательность для покупателя.
Есть ли у Беларуси шанс избежать утилизационного сбора? А если нет, то что ждет рынок новых автомобилей в ближайшее время?
Сергей Михневич, руководитель Белорусской автомобильной ассоциации:
- По данным БАА, больше половины продаваемых с Беларуси новых автомобилей – российского производства. Их подорожание, как предполагается, на 5 процентов - это серьезный удар по конкурентоспособности. Но Беларусь от введения сбора потеряет больше, чем кажется: из страны будет уходить больше валюты, наша техника станет дороже, а зачатки автомобильного производства в лице «БелДжи» и «Юнисон» могут быть «задавлены» этим самым сбором, потому что Geely на тысячу дороже уже непривлекательна для белорусов. Кроме того, Россия от вступления в ВТО получила хотя бы снижение пошлин на ввоз автомобилей, Беларусь же такими привилегиями не пользуется. Получается, мало того что пошлины у нас выше, так еще будет и утилизационный сбор наравне с Россией. Это по меньшей мере несправедливо! Если вводить сбор, то нужно что-то решать с корректировкой таможенных тарифов.
Еще один момент, который смущает, - это то, что утилизационный сбор никак не соответствует реальным затратам на утилизацию автомобиля. В какой стране переработка одного автомобиля стоит тысячу долларов?! К тому же, на мой взгляд, не совсем логично платить за будущую утилизацию в одной стране, когда по факту автомобиль будет утилизироваться за ее пределами. Я к тому, что инфраструктура по утилизации нужна, ведь есть страны, у которых нет собственного производства, но автомобили там ездят. Но это должны быть реальные меры, а не какой-то сумасшедший и грабительский сбор, который непонятно на что пойдет. Не думаю, что стране нужно столько денег, чтобы создать нормальную инфраструктуру по утилизации.
БАА подготовила письмо белорусскому правительству, в котором мы изложили свои доводы о том, почему введение утилизационного сбора в Беларуси только повредит. Действительно, белорусы просто окажутся заложниками ситуации с Таможенным союзом.
Александр Алесин, обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок»:
- Я думаю, что у Беларуси нет шансов избежать утилизационного сбора. Потому что тут уже правит балом не Россия, а ВТО, членом которой наши соседи являются. Вся проблема в том, что Россия для Беларуси - основной рынок сбыта, этот рынок диктует условия. Если бы продавали свои МАЗы, скажем, в Германию, то вполне могли бы отказаться от российских условий. Поэтому Беларусь будет вынуждена пойти на введение утилизационного сбора.
Этот вопрос требует внимательного рассмотрения. Скорее всего, решаться он будет на уровне глав всех стран Таможенного союза. Пока же нет никаких официальных решений, нет никакой нормативной базы – никто не знает, как это будет работать. Думаю, что будет набито много шишек, так как для наших стран введение этого сбора – это море непонятного.
Еще, как мне кажется, ставка утилизационного сбора будет пересмотрена. Ведь изначально он (сбор) инициировался как заградительная мера для ввоза иномарок. После вступления России в ВТО таможенные пошлины были снижены, отчего отечественный производитель оставался не в лучшем положении. Сперва правительство рассчитывало обложить этим сбором только некоторых производителей и заставить их платить деньгами, а для «особо приближенных» типа АвтоВАЗа - ввести просто гарантийные обязательства. Но ВТО потребовала равных условий для всех производителей, к тому же утвердить эту меру в комиссии Таможенного союза. Вот так Беларусь и оказалась замешанной во всем этом деле.
Теперь, когда сделать из утилизационного сбора заградительную меру не получится, нет и смысла делать его таким высоким. Скорее всего, ставки сбора будут пересмотрены до адекватных. В европейских странах такой сбор давно уже есть, может, в несколько другом виде. И он составляет несколько сотен евро, но никак не тысячи. Думаю, такой вариант развития событий наиболее вероятен для Беларуси: сбор введут, но он будет значительно меньше, чем о нем говорят сейчас.
Подготовила Елена ШЕМЕТ
ABW.BY