Белорусская компания "Юнисон" в ближайшее время запустит на своих площадях сборочное производство автомобилей Opel Corsa. Решение принято, соглашение с General Motors подписано. Почему выбор пал именно на это авто и какие перспективы у проекта, пытался выяснить Юрий Гладчук.2.jpg
Соглашение между General Motors и СП ЗАО "Юнисон" было подписано 13 июня. Первой моделью, сборка которой начнется в 2014 году, станет Opel Corsa - единственная из продающихся в России массовых моделей компании, производство которой не было локализовано. Планируется выпуск всех предлагаемых на российском рынке модификаций Opel Corsa. Исключением станет лишь версия ОРС, производство которой останется пока в Западной Европе. По словам генерального директора компании "Юнисон" Дмитрия Егорова, планируемый объем производства составляет 7 тысяч автомобилей в год.
7.jpg
Одной из причин реализации "Юнисоном" новых проектов по производству легковых автомобилей Opel и Zotye стала приостановка производства иранских автомобилей Samand.
8.jpg
Пару слов о Corsa. Четвертое поколение Opel Corsa дебютировало в 2006 году. Выпускается в трех- и пятидверной версиях, оснащается тремя дизельными и четырьмя бензиновыми моторами на выбор. Также предлагается пять вариантов трансмиссии: 5-ступенчатые "механика" и "робот" Еasytronic, они же, но с 6 передачами, 4-диапазонный "автомат". Объем багажника - 285 л, при сложенных задних сиденьях - 1050 л. К слову, вот-вот выйдет новое поколение Opel Corsa, но, несмотря на это, у нас собирать будут четвертое.
Цены на Opel Corsa на данный момент в Беларуси стартуют от $15.400. Самая дорогая версия этой модели стоит $23.950. И вот на этом моменте начинается самое интересное: зачем собирать машину, которая даже в базовой версии дороже, чем более-менее "упакованный" VW Polo Sedan или KIA Rio?
В сегменте "до 20 тысяч" сейчас очень "жарко": появились новые модели от Peugeot и Citroёn, у Skoda - Rapid, причем все эти машины больше Corsa, подготовлены к условиям эксплуатации в странах СНГ и прочее. И именно поэтому автомобили класса Opel Corsa продаются на рынках стран СНГ значительно хуже.
Обратимся к статистике продаж.
4.jpg
По цифрам по итогам 2012 года в Беларуси в лидеры продаж среди новых автомобилей вышел B-сегмент, на втором месте SUV. Вроде все сходится: раз продается В-класс, значит, будем собирать Corsa. Но "В-класс по-белорусски" - это машины с отдельным багажником, как раз те модели, о которых писали выше. Хэтчбеки спросом не пользуются, за исключением, пожалуй, Renault Sandero Stepway, машины с увеличенным дорожным просветом. Но такой версии у Opel Corsa нет.
А теперь более подробно остановимся на моделях, получивших распространение в Беларуси.
3.jpg
Данный график говорит о том, что в списке лидеров 2012 года сплошь и рядом "бюджетники" (за редким исключением, например, Skoda Octavia и KIA Sportage). Самый массовый автомобиль - Lada Priora, которых продано 1231 единица. И то только благодаря различным организациям, покупавшим их в качестве служебных машин. VW Polo Sedan белорусы купили в количестве 856 штук, Renault Logan продано 759 единиц. Opel, тем более Corsa, у нас особой популярностью не пользуется. Хэтчбек В-класса Skoda Fabia - самый популярный среди машин с таким типом кузова. Но он - в самой нижней строчке "хит-парада": продали Fabia лишь в количестве 199 единиц.
Вряд ли итоговая цена Corsa белорусской сборки будет существенно ниже стоимости автомобилей европейской сборки. Поэтому говорить о том, что Corsa станет народным автомобилем в нашей стране, пока не приходится.
У нас еще сильны традиции "пригона" машин из Европы: чем платить 15 тысяч за базовую версию Corsa, многие предпочтут пригнать за 10 тысяч "свежую" "бэушку" в хорошей комплектации. Благо большинство моторов у Corsa - так называемые "проходные".
Поэтому проект целиком и полностью рассчитан на российский рынок - об этом говорят и представители GM. 7 тысяч автомобилей в год - это как раз объем продаж Opel Corsa в соседней стране.
6.jpg
Судя по таблице самых продаваемых автомобилей в России, хэтчбеки В-класса не пользуются спросом и там. Лучше всего продаются седаны. Lada Granta всего за два месяца реализовали в количестве 22.769 штук - это самый продаваемый автомобиль в России. На втором месте Hyundai Solaris - продано 15.778 единиц. И это всего за два месяца! Что там говорить о 7 тысячах Corsa в год - это капля в море российского рынка.
А любят ли в России Opel? На 18-м месте за январь - февраль 2013 года по итогам продаж новых автомобилей в России оказался Opel Astra - продано 5672 авто. Логичнее было производить в Беларуси Opel Astra Сlassic с кузовом седан, но с конца 2010 года такой автомобиль уже выпускатся на заводе "Автотор" в Калининграде. В России Astra J официально продается с 2010 года и производится на заводе General Motors в Санкт-Петербурге. С ноября 2012 года там же выпускают Opel Astra Sedan. Этот автомобиль пришелся по душе россиянам - за 2012 год они купили 52.331 экземпляр. Но динамика говорит о том, что продажи модели падают. Тем не менее за 2012 год Opel Astra J вышел на 3-е место в своем классе после Ford Focus и Chevrolet Cruze.
Но! Эти автомобили уже собирают в России, поэтому смысла производить Astra III в Беларуси нет. Нам отдали то, что осталось, - Corsa. Всего благодаря General Motors на различных площадках в России производится 17 моделей Chevrolet, Opel и Cadillac. Но Corsa в этом списке нет, именно поэтому ее решили собирать у нас. Из Opel в соседней стране собирают Antara, Mokka, Astra, Zafira, Meriva и Insignia.
Обратимся к иномаркам, производимым в России. На данный момент там собирают 83 модели 19 марок, и самые популярные в странах Таможенного союза автомобили известных брендов уже выпускают в соседней стране.
С планами производства популярных автомобилей Беларусь опоздала на несколько лет. Вспомнили о новинке рынка Skoda Rapid? Но вскоре эту модель будут собирать в Калуге - планируется, что с конвейера ежегодно будет сходить до 50 тысяч автомобилей. А план производства Opel Corsa - 7 тысяч авто.
Интересно, что совсем недавно представители компании Peugeot-Citroёn сообщили, что заинтересованы в том, чтобы перенести свое производство в Беларусь. Планируемое количество выпускаемых автомобилей составляет также 7 тысяч в год. Нам кажется, что модели Peugeot 301, Citroёn C-Elysee, C4 Sedan будут удачнее на рынке, нежели Corsa. У Peugeot/Citroёn есть сборочный завод в Калуге, но дополнительная площадка не помешает, отсюда и интерес к белорусскому проекту.
Мы связались с представителями General Motors в России. Директор по связям с общественностью Сергей Лепнухов согласился ответить на некоторые наши вопросы.
- Сергей Владимирович, главный вопрос, который интересует наших читателей: почему было принято решение организовать производство Opel в Беларуси? Почему не в России?- Основной философией размещения производства для компании General Motors является принцип We build where we sell - "производить там, где продавать". Новое производство в Беларуси, конечно же, прежде всего нацелено на российский рынок. А так как на сегодняшний день практически не существует фискальных и таможенных барьеров между Россией и Беларусью, мы рассматривали площадку компании "Юнисон" наряду с любой другой площадкой в России. И решающими факторами выбора стали отличное географическое расположение (по сравнению с Питером логистика в Москву и другие регионы Центральной России из Минска не хуже, а даже лучше), наличие опыта автосборочного производства и квалифицированного персонала, а также большое желание сотрудничать и инвестировать со стороны руководства компании "Юнисон".
- По каким причинам была выбрана модель Corsa? Ее продажи в России невелики, в Беларуси вообще стремятся к нулю...- Выбор модели для нового производства объяснить можно очень просто. На сегодняшний день это единственная массовая модель в линейке General Motors в России, которая еще не локализована, а целиком импортируется. Да, ее продажи в России не такие высокие, как в остальной Европе, но своих верных поклонников Opel Corsa имеет и в России.
- Насколько экономически оправдана сборка 7 тысяч авто в год?- Так как это наш первый опыт сотрудничества с компанией "Юнисон", то первоначальный объем в пределах 7 тысяч штук - это то, что нужно для отладки всех производственных процессов без какого-либо ущерба для качества сборки. Мы подписали рамочное соглашение, в дальнейшем возможны любые формы развития сотрудничества.
- В чем особенность комплектации "белорусского" автомобиля? В чем его отличия от европейских версий?- Никаких отличий от европейских версий не будет, так как это крупноузловая сборка, машинокомплекты будут поставляться с завода GM в испанской Сарагосе.
- Определены ли точные сроки развертывания производства?- Первые машины сойдут с конвейера весной 2014 года.
- Какова будет примерная цена этого автомобиля? Насколько ниже по сравнению с импортируемыми Corsa?- Как правило, наше ценообразование не зависит от места производства модели, а определяется рыночной ситуацией...
И кто-то скептически произнесет: "Обчак - место проклятое, ничего не выйдет. Уже собирали Ford, собирали Samand".
Но мы видим ситуацию так: на примере Opel Corsa стороны собираются отрегулировать логистику, схему, рабочие отношения партнеров. И если все будет в порядке, вероятнее всего, список собираемых моделей увеличится. У площадки в Обчаке есть все шансы стать "мультибрендовой", где будут "дособираться" модели разных марок.
Но пока есть только Corsa. Будем осторожны в прогнозах и лишь пожелаем этому проекту удачи. С учетом всех нюансов, она ему понадобится.
СправкаСП ЗАО "Юнисон" расположено в д. Обчак в 10 км от Минска. Предприятие было основано в 1996 году как белорусско-британское совместное предприятие Ford Union, а в 2000 году преобразовано в СП ЗАО "Юнисон". На протяжении более 15 лет предприятие осуществляло сборку ряда автомобильных марок, включая Ford, KIA, Samand.
Юрий ГЛАДЧУК
http://WWW.ABW.BY
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.